Интерес к профилактике и лечению с помощью живых бактерий, то есть пробиотиков сейчас просто невероятно вырос, что совершенно закономерно. Однако фармацевтический рынок нам предлагает самые разные пробиотические штаммы бактерий и их комбинации, гарантируя прекрасный эффект. Как же нам разобраться, что и когда использовать, что действительно нужно применять при той или иной патологии, а действие каких пробиотиков при определенной ситуации совершенно не понятно и не доказано? А это уже могут быть напрасно потраченные деньги… В этом помогает разобраться доказательная медицина, опирающаяся на проведенные хорошо организованные клинические исследования и их метаанализы или критические обзоры, рекомендации международных профессиональных обществ и руководства,которые часто называют гайдлайнами, на основании которых обычно пишут национальные протоколы и рекомендации. Что важно, что эти гайдлайны и протоколы постоянно обновляются, некоторые ежегодно некоторые раз в 2-3 года, чтобы рекомендовать врачам к внедрению в практику самые последние достижения медицины. И давайте попробуем практически разобраться, как это все работает!
Что такое человек?
Появилась даже очень интересная хологеномная теория эволюции, которая определяет отдельный организм, то есть человека как некий «сверхорганизм», как сообщество или «holobiont» - хозяин плюс все окружающие его симбиотические микроорганизмы.
При этом геном самого человека составляет не более 1%, а 99% генетической информации – это геном микробиоты, сосуществующей с нами. Более того, геном этих микроорганизмов быстро реагирует на изменения окружающей среды и помогает организму человека приспособиться к этим изменениям. Еще больший взрыв интереса к микромиру, пробиотикам возник во время эпидемии Ковида. Почему? Потому что ученые стали искать, как можно победить эту страшную инфекцию и сохранить жизнь и здоровье людей.
Как снизить последствия постковидного синдрома?
И многие работы, опубликованные в последнее время, посвящены изучению изменений микробиоты человека при этом заболевании и оказалось, что защищая микробиом человека, в первую очередь микробиоту кишечника и легких, можно существенно повлиять на течение и прогноз заболевания. Эта пандемия привела к тому, что во всех странах почти вдвое увеличилось количество назначений антибиотиков. Это обусловлено в определенной степени увеличением количества дистанционных и телемедицинских консультаций, когда врач консультирует удаленно, при этом он не всегда может оценить нюансы состояния здоровья человека, особенно ребенка, не может реально мониторировать состояние пациента и назначает антибиотик, с учетом возможностей ухудшения состояния. здоровье. Так, по данным американской академии педиатрии, 31% детей с респираторной патологией получали антибиотик при визитах в семейный врач и 52% во время телемедицинских консультаций. А антибиотик очень сильно меняет микобиом человека.
А что является наиболее частым и грозным осложнением антибиотикотерапии?
Я думаю, что вы это уже хорошо знаете, мы уже говорили с вами на эту тему. Это антибиотик ассоциированная диарея, то есть жидкий стул, появляющийся во время или в течение нескольких недель после приема антибиотиков, который может при определенных условиях вызвать отказ от лечения и даже смерть человека. А что делает врач, чтобы снизить возможность развития такого довольно грозного синдрома или что мы с вами делаем, если начинаем употреблять антибиотик? Правильно – адекватный врач назначает, а мы с вами начинаем пить тот или иной пробиотик! То есть живые бактерии, которые должны защитить микробиом нашего кишечника от негативного действия антибиотиков и не дать возможности развития условно-патогенной или патогенной микрофлоры, чрезмерный рост которой приведет к негативным последствиям.
Мы имеем сейчас на рынке десятки, если не сотни различных пробиотических препаратов, содержащих самые разные штаммы живых бактерий и их комбинаций. Но сейчас уже прекрасно известно, что нет какой-то единственной суперполезной бактерии, которую можно использовать при разных состояниях и болезнях. Но если проанализировать соответствующие метаанализы, кокрейновские обзоры, рекомендации профессиональных европейских и мировых обществ, то можно найти ответ:
Что важно понимать, что эти метаанализы, обзоры и протоколы подтверждают эффективность или неэффективность какого-либо конкретного пробиотического штамма или их комбинаций, и это совершенно нельзя автоматически распространять на другие подобные пробиотические штаммы этого же рода или класса.
В этом состоит сложность и возможность манипуляций рекомендуя то, что не имеет никакой доказательной базы. Практически все эти метаанализы, обзоры и протоколы базируются на анализе клинических исследований надлежащего качества: на рандомизированных, слепых, плацебо контролируемых исследованиях, при которых ни врач ни пациент не знает, что принимает больной, для того чтобы не было соблазна немного повлиять на полученные результаты. Часто такие исследования одновременно проводятся в разных странах мира по одинаковой схеме. И если при этом врачи получают тот или иной результат, именно он считается доказанным и может использоваться в протоколах лечения. Но только после тщательного изучения результатов квалифицированными экспертными группами. Именно это и называется доказательной медициной. Вы можете сейчас сказать: так надо провести такие исследования со всеми штаммами пробиотиков и вообще со всеми препаратами при разных болезнях и тогда врачи будут точно знать, что и когда применять! А вы можете представить всю сложность организации и стоимость таких международных многоцентровых исследований? Это просто сумасшедшие деньги, кроме того, одно такое исследование занимает 2-3 года, поэтому преимущественно только производители, уверенные в эффективности своих пробиотиков, проводят такие исследования и даже среди таких производителей значительное количество получают неопределенные или отрицательные результаты.
Данные таких метаанализов и международных рекомендаций, что они нам говорят о применении пробиотиков
Вообще-то можно увидеть интересную тенденцию: уменьшение доказательств эффективности значительного количества штаммов бактерий при применении для профилактики или лечения заболеваний. Чрезвычайно интересные выводы я нашел в метаанализе 2017, который назывался Using probiotics in clinical practice: Where are we now? A review of existing meta-analyses то есть «Где мы сейчас? Обзор существующих мета-анализов» и там было отмечено, что только при диарее, в том числе связанной с антибиотиками и Clostridium difficile, и при инфекциях дыхательных путей, эффекты пробиотиков считаются «обоснованными». Довольно категоричный вывод. Но следует сказать, что все же есть и другие обзоры, метаанализы, гайдлайны и протоколы, рекомендующие применять те или иные пробиотические штаммы для профилактики и лечения заболеваний, как у детей, так и у взрослых.
Но давайте вернемся к антибиотик ассоциированной диареи. На сегодняшний день только 2 штамма пробиотиков имеют наивысшую доказанность профилактики, развития и лечения такой диареи: это
Эти пробиотики показали во многих клинических серьезных незаангажированных исследованиях наилучший эффект, что дало возможность рекомендовать их по результатам оценки метаанализов таких исследований разным экспертным группам и соответствующим профессиональным научным обществам.
При этом штамм Saccharomyces boulardii выгодно отличается от LGG
Тем, что на него абсолютно не действуют антибиотики. Почему? Потому что это дрожжи и антибиотики не могут влиять каким то образом на них, просто нет такого механизма, кроме того, они не имеют плазмидного механизма передачи антибиотикорезистентности другим бактериям. Сахаромицеты были открыты почти 100 лет назад известным французским микробиологом, который искал новые дрожжевые штаммы для виноделия.
Применение этого штамма дрожжей у больных во время вспышки холеры неожиданно показало очень хороший эффект и с тех пор началось медицинское использование этого пробиотика. Saccharomyces boulardii не остаются в кишечнике надолго, они попадают в кишечник, защищают микрофлору кишок, предупреждают рост Clostridium difficile, профилактируют диарею, уменьшают риск развития антибиотикорезистентности, а затем полностью элиминируются, исчезают из кишечника. Когда нужно начинать пить Saccharomyces boulardii? Желательно с первого дня приема антибиотиков и еще около недели после его окончания. На что нужно обратить внимание? Чтобы это было оригинальное лекарственное средство, содержащее именно штамм Saccharomyces boulardii CNCM I-745, а не какие-то другие подобные пробиотики.
В 2015 году известный профессор Hania Szajewska, которая уже много лет изучает действие пробиотиков и признана экспертом во всем мире опубликовала данные метаанализа, выполненного независимо от производителя препарата, а это имеет самый высокий уровень доказательности.
В этот метаанализ были включены исследования, которые проводились среди детей и среди взрослых. Результаты были убедительны:
То есть риск опасных осложнений при использовании антибиотика снизился более чем в 2 раза. (вывести картинку) В самом последнем систематическом обзоре, опубликованном в 2020 году, была подтверждена эффективность использования Saccharomyces boulardii CNCM I-745 при лечении острых диарей.
C точки зрения доказательной медицины использование эффективного и безопасного пробиотического штамма Saccharomyces boulardii CNCM I-745 во время антибиотикотерапии и несколько дней после ее окончания существенно уменьшает риск развития побочного действия антибиотиков и помогает сохранить собственную полезную микрофлору кишечника.
Если после просмотра нашего видео у вас появились вопросы – задавайте их нам, мы постараемся ответить на них. Под нашим видео находится ссылка на сайт, где мы размещаем текстовые материалы. Если вам понравилось наше видео, ругайте, подписывайтесь на канал, прямо сейчас нажмите на колокольчик и вы всегда будете в курсе последних новостей европейской медицины. До новых встреч на канале, пусть вы и ваши дети будут здоровы!
Видео: Лучшие пробиотики для восстановления микрофлоры кишечника после прийома антибиотиков
Пускай Ваши дети будут здоровы !